Воспитание и развитие ребенка от рождения до 1 года
Семья

Воспитание и развитие ребенка от рождения до 1 года

Рождение ребенка, безусловно, сопровождается массой эмоций, впечатлений и переживаний. Волнения сопровождают молодых родителей повсюду, заставляя раз от раза задумываться о том, правильно ли развивается их ребенок, получает ли он все необходимое, какие моменты в жизни малыша наиболее значимые и на что следует обращать внимание. Для того чтобы не волноваться напрасно, родителям следует знать некоторые особенности и закономерности развития ребенка на определенных временных этапах. Разумеется, в каждом отдельно взятом случае, ситуация может отличаться от определенных стандартов в большей или меньшей степени и носить исключительно индивидуальный характер. В целом, развитие детей до года происходит согласно общим закономерностям, которые будут прослеживаться в абсолютном большинстве случаев.

На сегодняшний день существует множество источников, откуда можно почерпнуть массу полезной информации, услышать мнения экспертов про развитие детей до года, а также, советы других родителей, которые уже оказывались в тех или иных ситуациях и готовы поделиться собственным опытом через специализированные форумы, чаты и т.п. Разумеется, чтение книг, журналов и статей в интернете может стать очень полезным и позволит с легкостью преодолеть некоторые сложности, возникающие в определенных ситуациях, однако не стоит пренебрегать регулярными посещениями детских поликлиник для прохождения плановых обследований. Врачи, обладая куда большими знаниями и определенным профессиональным и жизненным опытом, значительно быстрей и точнее смогут диагностировать появление каких-либо заболеваний или отклонений. Определение заболеваний на ранних стадиях значительно упрощает процедуры последующего лечения.

Первые движения ребенка всегда радуют родителей, особенно если малыш демонстрирует свои умения раньше положенного срока. Но не всегда такие достижения могут быть полезными. Следует помнить, что способность держать головку или умение ползать уже, буквально, в первые дни после выписки из роддома, часто могут быть симптомам мышечного гипертонуса и повышенного внутричерепного давления, а потому, родителям следует проконсультироваться с врачом и в случае необходимости, провести необходимое обследование. Внимание родителей должна привлекать и чрезмерная пассивность ребенка. Так, следует обратиться к детскому неврологу, если малыш совершенно не пытается держать головку в возрасте 3-4 недель, не может распрямить ладошки даже после 3х месяцев, не пытается или не может перевернуться в возрасте 4х месяцев, не пытается ползать и садиться к 7 месяцам.

Возвращаясь к исключениям из правил, хочется сказать, что перечисленные «нормы» могут несколько смещаться для детей, рост и вес которых при рождении был больше среднестатистических показателей. Для крупных деток характерно смещение норм на 2-4 недели вперед. Иными словами, двигательная активность проявляется несколько позже за счет включения механизма защитных сил, исключающих возможность появления проблем с позвоночником и всем скелетом в целом. Карапузы с большим весом большую часть времени должны проводить лежа на животе. Малыш обязательно должен ползать, находясь в движении. При этом родителям не следует пытаться посадить ребенка или принуждать его к ходьбе.

Определенные функциональные нарушения нервной системы, а также, некоторая разбалансировка во взаимодействиях и функционировании полушарий головного мозга, может проявляться в способности ребенка вставать, не умея садиться или ползать. Как правило, подобные нарушения практически незаметны, не оставляют ощутимых следов и проходят самостоятельно, чему способствует исключительная пластичность детского организма.
В целом же, очень полезными занятиями для ребенка будет ползание, которое является наиболее универсальным и самым практичным действием, которое координирует полушария головного мозга и нормализует мышечный тонус. Большинство малышей ползают с удовольствием и интересом, но бывает и такое, что самостоятельно ребенок не проявляет заинтересованности в таком занятии. В этом случае родителям важно придумывать всевозможные игры, так или иначе связанные с ползанием: сооружать различные трубы и тоннели из мягкой мебели или игрушек – самый действенный и безопасный способ.

Что касается ходьбы, то абсолютно самостоятельной она должна быть не позже 12-14 месяцев. В этом возрасте ребенок должен уметь ходить без дополнительных опор и чьей либо помощи. В данном случае следует принимать во внимание не только физические особенности малыша, но и его характер, а также, особенности темперамента. Те или иные психоэмоциональные особенности оказывают прямое влияние на моторику ребенка и на особенности его движений, связанных с освоением пространства.

Возможные сложности и нарушения зрения проявляются на самых ранних этапах, в пределах 3-4 недель. Нормальное развитие детей в таком возрасте определяет способность малыша фиксировать свой взгляд на ярких предметах, таких как игрушки, а также, на лицах родителей. Определить расстройства зрения несложно, важно лишь уделять этому внимание. Особое значение таким наблюдениям следует уделять в тех случаях, когда роды были тяжелыми. Так, при травматических родах возможны поражения нервной системы, оказывающие влияние на состояние глазного дна с возможной атрофией зрительного нерва. Как правило, подобные заболевания излечимы, а потому не следует волноваться, нужно лишь вовремя определить возможные нарушения.

Очень часто родителей волнует проблема косоглазия, которая, зачастую, бывает чисто иллюзорной. Пропорциональное расстояние между глазами малышей больше, нежели у взрослых, а потому, больше и радужная оболочка. Более того, радужная оболочка немного смещена к внутренней стороне глаза, что и создает видимые предпосылки определения косоглазия. Кроме того, глазные мышцы младенцев развиты очень слабо и просто не в состоянии поддерживать оба глаза в заданном диапазоне. С течением времени мышцы укрепляются и мнимое косоглазие растворяется без следа.

С уверенностью можно говорить о том, что не существует единых, абсолютно точных стандартов относительно веса ребенка. Наибольшее значение в этом вопросе играет наследственность. Больше или меньше вес ребенка – не это самое главное. Важно гармоничное и пропорциональное соотношение веса и роста. Скачкообразные изменение роста и веса ребенка должны вызывать тревогу у родителей и стать причиной обращения за консультациями к эндокринологу. Чаще всего, проблемы с весом ребенка первого года жизни связаны с питанием, точнее переходом с грудного молока на молочные смеси. Зачастую, специалисты советуют постепенно вводить в рацион малыша, наряду с грудным молоком, дополнительные молочные смеси. Однако вопрос этот носит исключительно индивидуальный характер и родители должны обращать на это особое внимание. В доказательство хотелось бы сказать, что гипотрофия – это исключительный недобор веса, который можно отнести уже к категории заболеваний. Основной его причиной становится нарушение обмена веществ и никакая молочная смесь, даже самого лучшего производителя, никогда не сможет решить эту проблему.

У новорожденного ребенка органы слуха развиты значительно лучше, чем органы зрения. Ко многим звукам малыш уже привык в течение внутриутробной жизни и развития. Именно поэтому, не все звуки вызывают ту или иную реакцию малыша. Все же, в общем виде, на звуки ребенок должен реагировать. Нарушения слуха могут наблюдаться после осложненных родов. В таких ситуациях адаптационный период может составлять 3-4 недели. Следует, также, помнить, что слух напрямую связан с речью. Отсюда можно заключить, что для детей, которые не произносят малейших звуков в 4 месяца и не лопочут с 6 месяцев, характерны проблемы со слухом. Ситуация в данном случае такова, что ребенок не слышит звуков, соответственно, ему нечего воспроизводить.

В заключение вышесказанного попытаемся сформулировать несколько основных моментов, согласно которым можно сделать вывод, что развитие ребенка до года протекает нормально и адекватно. Активный сосательный рефлекс, интерес к окружающему миру и всему происходящему, быстрое засыпание и хороший крепкий сон – основные доказательства гармоничного и правильного развития малыша. Сюда же можно добавить физиологическую особенность пропорций тела: до 2 месяцев голова малыша должна быть больше груди, спустя 3 месяца – объем головы должен быть меньше объема груди.

Развитие ребенка в возрасте от 6 до 9 месяцев

Рождение ребенка – это, своего рода, переворот в жизни родителей, который меняет большинство устоявшихся правил, обычаев и привычек. Неудобства, связанные с такими переменами, очень быстро уходят на задний план, и мир начинает вращаться вокруг маленького карапуза, который становится полноправным членом семьи. И без того торопливое время прибавляет шаги и дни просто мелькают за окном, отсчитывая недели и месяца. Так наступает маленький праздник – полгода вашему ребенку, что означает начало нового периода, наполненного собственными особенностями, радостями ну и, разумеется, некоторым трудностям.

Развитие ребенка с 6 месяцев характеризуется некоторым замедлением темпов роста и активацией психического развития. За первое полугодие, малыши вырастают на 13-15 см и прибавляют в весе около 1 кг. Второе полугодие для малыша проходит под девизом «интересно все!». Малыш все чаще и все более активно проявляет интерес ко всему окружающему. Во главе списка взрослые люди: их поведение, слова, поступки.

Именно на рубеже первого и второго полугодия формируются определенные привычки, закладывается основа вкусов и предпочтений. Со стороны взрослых требуется исключительное внимание и постоянное общение с ребенком, которое позволит понимать речь, значение слов и возможности общения с их помощью.

Для формирования четкой и понятной речи, малыш проходит некий подготовительный этап, на котором происходит повторение отдельных слогов и просто звуков. Ну а поскольку такой подготовительный этап ложится в основу формирования правильного произношения, то очень важным становится четкое произношение родителями и всеми, кто окружает малыша, каждого слова и каждого слога. На этом этапе важно часто повторять всевозможные слова, которые являются названиями окружающих предметов. Тогда ребенок будет не только учиться правильно говорить, но и понимать смысл некоторых слов, указывая на тот или иной предмет и запоминая его название.

Ребенок 6 месяцев требует наличия некоторого пространства в общей комнате или специально выделенной, отдельной комнаты, где его движения будут максимально свободны, а главное безопасны. Объясняется такая необходимость тем, что правильное и всестороннее развитие речи находится в прямой зависимости от общей активности малыша. Среди его игрушек должны быть самые разные предметы от резиновых зверей до пирамидок и кубиков, мячиков и всевозможных заводных игрушек, которые стимулируют ползание и общую подвижность. Регулярная смена игрушек станет весьма полезным приемом за счет того, что часть их прячется на короткий промежуток времени (1-2 недели), ребенок их забывает, а потом воспринимает как новые, рассматривая и изучая их по-новому.

В основе воспитательного процесса полугодовалого ребенка лежит выработка определенных навыков, которые могут быть, как положительными, так и отрицательными. Причем выработка последних крайне нежелательна, потому что отучить ребенка от уже привычного для него процесса, весьма непросто. Негативные навыки могут быть выработаны в результате неправильной оценки воспитательного значения определенных явлений. Другими словами, родители часто не обращают внимания на некоторые моменты поведения, которые способны формировать негативные навыки. Типичный пример – чтение или просмотр телевизора во время еды: в домашних условиях подобную обстановку воссоздать не сложно, чего не скажешь про детский сад.

Какие же навыки могут формироваться у малыша в полугодовалом возрасте? Их уже не мало. В 6-7 месяцев ребенок уже в силах пить из чашки. Научить этому нехитрому занятию карапуза совсем несложно: достаточно налить в чашку или небольшой стакан немного напитка, к которому привык малыш, и предложить ему его выпить, поднеся посуду ко рту и слегка ее наклонив. Понимание смысла такого движения придет к ребенку очень быстро.

В возрасте 7-8 месяцев дети уже способны различать разницу между противоположным: например, разницу между чистой и грязной одеждой, чистыми и грязными руками. А если перед употреблением пищи регулярно мыть ребенку руки, то вскоре он и сам возьмет это за правило, ему будет просто не комфортно браться за еду грязными руками, так же, как и ходить в грязной одежде.

Аналогию можно провести и с приемом пищи. Постоянство во времени кормления формирует основу правильного и регулярного питания. Несколько сложнее обстоят дела с вопросом использования горшка. Как правило, осознание преимущества и необходимости горшка наступает к полутора годам, однако это не является правилом и для каждого малыша может проявляться по-своему. Не следует настаивать, если ребенок наотрез отказывается сидеть на горшке, так же как не следует оставлять его там дольше 10 минут, если он выполняет это «задание» с удовольствием. Причем результат процедуры, в данном случае, не так важен. Если что-то получилось, нужно похвалить ребенка, если же нет – упустить это из вида. Не нужно отвлекать ребенка на горшке игрушками.

Купание полугодовалого ребенка происходит уже в сидячем положении. Такая поза наиболее интересна для него, поскольку руки остаются свободными, и малыш может заниматься интересными ему делами во время водных процедур. Как часто купать ребенка – вопрос исключительно индивидуальный. Сказать можно только то, что выполнять подобные занятия каждый день не обязательно, но если карапуз получает от этого удовольствие, то зачем лишать его этой маленькой радости?

С увеличением активности малыша и возможностью его самостоятельного передвижения возрастает риск возникновения всевозможных травм, а потому, особое внимание следует уделять обустройству территории, в пределах которой находится ребенок до года.

В такой зоне не должно быть предметов, способных травмировать малыша: необходимо исключить все острые, колкие, режущие предметы, предметы с мелкими, плохо закрепленными деталями, необходимо закрыть все розетки, проследить за тем, чтобы пол был ровный и не скользкий. Одежда малыша должна быть удобной, мягкой, исключающей какие-либо стеснения его движений.

Попытки встать на ноги буду сопровождаться падениями и спотыканиями, однако уже к 8 месяцам, малыш сможет весьма уверенно стоять без посторонней помощи. К 9 месяцу появляется возможность сделать первые шаги при поддержке за обе (а иногда и за одну) руки. Основными движениями к 9 месяцам будут, также, ползание, возможность вставать из любого положения. Большинство движений ребенок выполняет в сидячем положении, что, как уже было сказано, делает руки свободными для других действий.

В 9 месяцев ребенок запоминает и понимает смысл своего имения, обращая внимание на того, кто его произносит. Различимой для малыша становится, как интонация, с которой произносят слова, так и их значение. Некоторые относительно простые слова он уже способен воспроизводить самостоятельно. Именно поэтому так важно в этом возрасте показывать все новые предметы, четко и ясно проговаривая и названия.

Учим ребенка пользоваться ложкой

У вас в семье ребенок, которому больше полугода? Тогда эта статья определенно для Вас! Попытаемся разложить «по полочкам» вопрос, с которым, так или иначе, сталкивается каждая мама: «Как научить ребенка кушать самостоятельно?».

Не секрет, что большую часть времени ребенок в возрасте около года проводит за игрой и сном. Если ребенку скучно, если на него не обращают внимания – покоя в доме не будет. Именно поэтому акцент нужно делать на формуле «Учимся, играя».

«Это моя тарелочка, ложечка и чашка!»

Все, чему мы учим ребенка, должно чем-то ему запоминаться. В нашем случае – это посуда. У крохи должен быть собственный столовый прибор – красочный, небьющийся, без острых краев, о которые он может пораниться. Кроме того, заинтересовать можно сервировкой столика: яркая раскраска скатерти или клеенки, хлебница и салфетки (малыш самостоятельно будет брать хлеб и при надобности вытирать салфеткой губы и подбородок). Все это будет привлекать внимание ребенка, и вскоре он будет узнавать свою тарелку, ложку, чашку.

«Что вижу, то и повторяю!»

Годовалый малыш обычно достаточно точно копирует действия взрослых. Присмотритесь: Ваше чадо ведет себя в определенных обстоятельствах так же, как и вы. Поэтому постарайтесь за столом подать безукоризненный пример поведения.

«Хочу сам!»

Когда же следует приучать ребенка к самостоятельности за столом? Вопрос этот исключительно индивидуален для каждого малыша, но в большинстве случаев добиться результатов удается в возрасте 6-9 месяцев, когда ребенок уже умеет крепко держать предметы, прижимая их пальчиками к ладошке. Но стоит помнить, что пальцы малыша еще не совсем послушны, у него не всегда будет получаться донести еду к ротику раньше, чем она выльется из ложечки. Поэтому мамочкам следует запастись не только терпением, но и стиральным порошком, поскольку грязных вещей станет намного больше, чем обычно.

«Не мешай мне, мама!»

Когда ребенок пытается кушать самостоятельно, не надо мешать ему и забирать из рук ложку: пусть пробует! Ему ведь это так интересно! Пусть исследует ложку, рассмотрит ее, пощупает пальчиками. Во время еды у малыша, конечно, будут промахи, но со временем он научится. Если у крохи не получается, помогите ему: поддержите ручку с ложкой, следите, чтобы она не переворачивалась или же просто с помощью другой ложечки докормите ребенка. Когда маленький экспериментатор научится не переворачивать ложку с кашей, ему можно будет предложить попробовать самостоятельно кушать жидкую пищу, например, суп.

Вам будет удобнее кормить малыша, если он будет сидеть в своем кресле. Мало того, что не нужно следить за тем, чтобы кроха не упал со стула, у ребенка, также, будет формироваться правильная осанка: он будет опираться на ноги, при этом выравнивать спинку и сможет держаться над тарелкой, что даст ему возможность кушать аккуратно.

Как выбрать ложку?

Для детей покупайте пластмассовую маленькую ложечку с изогнутой, круглой в диаметре ручкой.

Начиная с 9 месячного возраста, ребенок будет держать ложку, сжимая ее в кулачке. И только к 1-1,5 годам следует пробовать научить держать столовый прибор правильно, так, как держите ее вы: тремя пальцами.

«Покорми меня, мама!»

Ваш карапуз отказывается кушать ложкой самостоятельно? Есть несколько причин такого поведения.

  1. Во время первых попыток вы его ругали за то, что у него не получается;
  2. Принуждали есть самостоятельно вопреки желанию малыша;
  3. Начали обучение слишком рано, когда кроха не был готов к подобным вещам;
  4. Слишком поздно предложили ребенку есть ложкой самому – он привык, что его постоянно кормит мама;
  5. Боясь, что ваше чадо испачкает все вокруг, при виде ложки в руках у ребенка, забирали ее и кормили ребенка самостоятельно.

Не совершайте выше перечисленных ошибок. Дайте вашему сынуле или доченьке поупражняться в самостоятельности – и у вас все получится! Ведь залог успеха – это терпение и стремление к положительному результату!

Рекомендуем

Рождественские колядки К великой радости славянские народы стали возвращаться к своим традициям. Рождественские праздники полны чистых, светлых и ярких традиций. В Сочельник...
Как назвать мальчика, рожденного в феврале... Если ваш малыш рожден в феврале, он будет оригиналом и индивидуальной личностью. Такие дети отличаются высоким интеллектом и множеством талантов. Хара...
Дети пишут Богу… Взрослые, прочтите и задумайтесь. О чем? Обо всем, о своем, о чужом. Дети чаще нас думают о важном, а не о себе и деньгах, как мы. Дети обращаются к Б...
Как привить ребенку любовь к чтению книг?... Всем нормальным родителям хочется, чтобы их ребенок был умным и всесторонне развитым. Приятно, когда малыш стремится к новым знаниям, проводя много вр...
Как назвать мальчика, родившегось в июне... Мальчики, родившиеся в июне имеют неординарный и переменчивый характер. Они очень любопытны, все время что-то исследуют. Для них жизнь не возможна без...

Поделиться в социальных сетях


Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *